Хочу или не хочу? Вот в чем вопрос!

А если хочу, то почему не делаю?! С этим как быть? Надо доделать, а не доделывается. Вот почему два сделанных наполовину дела нельзя считать как одно сделанное? Давайте разбираться, что происходит и как с этим жить дальше.

Анжелика ПЕРОВА, бизнес-психолог LehrCoach&LehrTrainerin ECA (Европейской Ассоциации Коучинга).

Компания G-consult: управленческий и кадровый консалтинг

По словам классиков, впервые термин «мотивация» употребил Артур Шопенгауэр в своей статье «Четыре принципа достаточной причины». Со временем этот термин прочно вошел в психологический лексикон для объяснения причин поведения человека.

Мотивация (от лат. movere) – побуждение к действию; процесс, который управляет поведением человека для удовлетворения своих потребностей. Идея, мысль, любое желание выступают в качестве причинного фактора действия личности. И кажется, что здесь неясного? Есть идея – пошли воплощать! Ага, сейчас! А чайку попить на дорожку? Идея есть, желание есть, настрой рабочий, дело уже почти началось, но в последнюю минуту глаз видит нечто… Цветок не полит! Светлая мысль о том, что он неполитым может час-другой пожить, в голову не приходит. И бежим поливать, бросив дело так и не начав.

Иногда память услужливо подкидывает «сиюсекундники»: - три дня не могу позвонить/отправить письмо/и т. п.

клиенту, маме, подруге; - где вот эта штука/бумага/книга/; - ой, я же обещала! В итоге: день прошел, усталость есть. Нет результата деятельности и удовольствия от нее.

Так ведь была мотивация, скажете вы. Почему опять не получилось? Помните, в детективах сыщики задаются вопросом, какой мотив был у преступника? Мотив – основополагающее понятие. Это некий идеальный предмет в воображении человека, на достижение которого и направлена деятельность личности.

Мотив отличается от потребности и цели. Поясню эту разницу на примере.

Мотив: причина совершения действия.

Потребность: подростки часто красят волосы в яркие цвета. Таким образом они привлекают к себе дополнительное внимание, которое должно покрыть их потребность в демонстрации принадлежности к определенной социальной группе, бунтарского духа. Или хотят привлечь внимание к себе с целью покрыть потребность в любви.

Цель: это результат совершаемой деятельности.

Соберем части в целое. Подросток чувствует себя недолюбленным (мотив), красит волосы в яркий цвет, чтобы привлечь к себе внимание (демонстрация потребности), находит того, кто дает ему любовь (цель).

Ко всему прочему, мотивация бывает разная: 1. Внешняя (кнут и пряник: работать вынуждают обстоятельства) и внутренняя (сам хочу работать, нравится).

2. Устойчивая и неустойчивая.

Устойчивую подкреплять не нужно, она длительная: человек собирает марки всю жизнь или три раза в неделю, несмотря ни на что, ходит в спортзал.

Неустойчивую нужно подкреплять постоянно: дал лапу – получи сахарок. Иначе отвлекся на минутку, а мотивация – упс! Нет ее больше. И будет как в том анекдоте: «Я за своей фигурой слежу. Но стоит мне только отвернуться, как она уже что-нибудь ест!» 3. Положительная «К» результату и отрицательная «От».

Людей с положительной мотивацией видно сразу. Они нацелены на результат. Их всегда интересует, что они приобретут в результате деятельности. Они фокусированы на своих целях, могут идти напролом. Однако работа в режиме многозадачности и нечеткости целей для них – непосильная ноша. Такие люди не могут оценить риски в погоне за результатом, поэтому «ломаются» из-за перегрузок раньше, чем финишируют.

Люди с отрицательной мотивацией живут по принципу «Все сделаю, лишь бы не было беды». Главное для них – это уйти от проблемы. Между делом отмечу, что в поиске ошибок им нет равных. И это не потому, что у них нет своей цели, просто она у них сформулирована своеобразно.

Попробуйте определить, какое из высказываний принадлежит к мотивации положительными результатами, а какое является избеганием негативных последствий:

1. Я ухожу со старой работы.

2. Я иду на новую работу.

Получилось? Поставьте себе еще одну пятерку.

Поскольку мотивация связана с внутренним представлением человека о реальности, надо помнить: нет мотивации плохой или хорошей. В идеале, если представить мотивацию в виде шкалы с полюсами «+» и «-», то надо уметь свободно передвигаться по шкале мотивации от одного полюса к другому в зависимости от жизненной ситуации. Это умение можно и нужно развивать регулярными тренировками.

Зачем человеку вообще нужна мотивация?

Каждое действие человека должно быть осмысленно. Это заложено природой и связано с развитием интеллекта. Первобытным людям для выживания было достаточно инстинктивно реагировать на происходящее. Однако современный человек стремится к созданию своего уникального набора ценностей, действий и смыслов. Для этого ему приходится преодолевать препятствия, в том числе в виде перфекционизма или лени. Здесь на помощь и приходит мотивация.

«Если бы люди знали, как тяжело я работал, чтобы достичь мастерства, результат не казался бы им чем-то удивительным», – писал Микеланджело.

К сожалению, несформированная мотивация достаточно часто встречается в последнее время. Но для того, чтобы качество жизни было на приемлемом уровне, придется научиться ее формировать. Для этого нужно использовать три основных правила.

ПРАВИЛО ЧЕСТНОСТИ

Очень просто говорить, что мне не дают, и гораздо сложнее признать факт, что я сам не делаю.

ПРАВИЛО ЗАВИСИМОСТИ

Бывает так: в процессе формирования мотивации обнаруживается, что вы, не задумываясь, заимствуете установки, нормы поведения, образ жизни у других, надеясь благодаря этому стать похожим на «настоящих людей», быть причисленным к определенному кругу. В этом случае будет срабатывать механизм подражания, а не формирование вашей мотивации. Но вам нужно стать автором своей жизни, а не статистом, играющим роль, поэтому постоянно сверяйтесь с собой, или ситуация из анекдота станет вашей: – Сынуля, иди домой! – Мама, я замерз?

– Нет, ты хочешь кушать! Задайте себе вопросы: «Какие потребности я хочу удовлетворить? Чьи они?»

ПРАВИЛО ЯСНОСТИ СВОЕЙ ЦЕЛИ

Если вы не испытываете энтузиазма от того, что вы сейчас делаете, задайте себе вопросы: Какая у меня цель?

Почему я делаю ...?

Каких значимых результатов я ожидаю, и чем они значимы для меня?

Что/кто заставляет меня действовать определенным образом?

Формирование мотивации – это процесс. Процесс длиною в жизнь. Не забывайте время от времени делать остановки, чтобы наградить себя за достигнутые результаты. Напомню, пока вы читали статью, вы поставили себе две пятерки. Теперь вы ее дочитали и можете поставить себе еще одну.

Кстати, «Я ухожу со старой работы» относится к мотивации «От», а «Я иду на новую работу» – к мотивации «К». Вот так не спеша, шаг за шагом и формируется мотивация.