Юридические аспекты проведения рекламных кампаний медицинских организаций

Медицинским центрам, как и любому другому предприятию сферы услуг, приходится регулярно проводить рекламные и PR-кампании с целью привлечения новых клиентов и поддержания лояльности общества к бренду. Разумеется, нужно, чтобы реклама была яркой, запоминающейся, не такой, как у других. В погоне за нестандартностью очень легко неосмотрительно нарушить нормы, которые законодательно определяют правила использования изображений сотрудников или пациентов.

Алина ЧИМБИРЕВА

руководитель юридической компании Melegal; юрист в сфере сопровождения медицинских организаций и салонов красоты

Согласие на использование изображения пациента или своих сотрудников: когда нужно?

Медицинским организациям, желающим использовать изображение своих пациентов или сотрудников, необходимо соблюсти определенные требования законодательства. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (пациента или сотрудника), в том числе его фотографии или видеозаписи, допускаются только с согласия этого гражданина (пункт 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса РФ).

Можно привести следующие примеры, когда медицинской организации необходимо получить согласие на использование изображений:

1) размещение на официальном сайте организации или в социальных сетях фотографий медицинского персонала;

2) размещение на официальном сайте организации или в социальных сетях фотографий пациентов (до, после, в момент осуществления медицинской вмешательства) или соответствующей видеозаписи;

3) проведение рекламной, маркетинговой кампании для привлечения клиентов в форме конкурсов, раздачи косметической продукции компании, в ходе которой ведется фото- или видеосъемка.

При этом согласие гражданина на использование его изображения может быть выражено как в устной, так и в письменной форме, а также в форме совершения лицом конклюдентных действий, то есть действий, очевидно, свидетельствующих о том, что соответствующим лицом дано согласие на использование его изображения.

Вместе с тем, устная форма согласия и согласие в форме конклюдентных действий имеют свои очевидные недостатки. Данные недостатки связаны в первую очередь с тем, что при возникновении споров с пациентом либо со своим сотрудником медицинской организации будет крайне сложно доказать сам факт наличия согласия гражданина, а также объем (пределы) и цели такого использования. Как правило, при возникновении споров в суде придется ссылаться на свидетельские показания других сотрудников, что в подавляющем большинстве случаев может вызвать у суда сомнения в достоверности и достаточности данного доказательства и приведет к удовлетворению лица, пациента или сотрудника, чье изображение использовалось.

Таким образом, наиболее безопасной для медицинской организации формой является именно письменная форма согласия. Письменная форма согласия на использование изображения однозначно подтверждает наличие самого согласия, а также позволяет сторонам установить важные условия (пределы) его использования.

Во избежание споров в отношении объема и цели использования изображения гражданина в письменную форму согласия следует включить следующие конкретизирующие условия использования изображения:

1) форма изображения (фото или видео);

2) цели и пределы использования изображения;

3) срок, на который дается согласие;

4) способ использования соответствующего изображения:

5) порядок размещения изображения;

6) место и форма его размещения.

Если вы используете фотографии в социальных сетях, то обязательно упомяните об этом в согласии. Лучше всего, если вы оговорите возможность использования как в аккаунтах самой организации, так и в аккаунтах отдельных специалистов.

Важно также помнить, что гражданин вправе в любой момент времени отозвать свое согласие, поэтому в форму согласия рекомендуется включить условие о бессрочном характере предоставления согласия и установить письменную форму отзыва гражданином своего согласия на использование изображения.

Разъяснения об использовании образов медицинских работников в рекламе учебных заведений

28 июня 2018

Федеральная антимонопольная служба России в письме от 14 июня 2018 года № АК/43550/18 разъяснила правила использования образа медицинских и фармацевтических работников в рекламе.

Федеральной антимонопольной службой России (далее – ФАС) приняты разъяснения норм Федерального закона «О рекламе», касающиеся правомерности использования образа медицинских работников в рекламе учебных заведений.

Согласно п. 4 ч. 5 ст. 5 Закона «О рекламе» в рекламе товаров и (или) услуг не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением следующих случаев:

1) использование в рекламе медицинских услуг и средств личной гигиены;

2) в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники;

3) в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;

4) в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

На основании вышеуказанных норм закона ФАС указывает, что не является допустимым использование образа медицинского работника, например, в рекламе учебного заведения, осуществляющего подготовку медицинских работников, в которой объектом рекламирования выступают образовательные услуги, если данная реклама не распространяется в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий или в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Само понятие «образ медицинского и фармацевтического работника», по мнению ФАС, означает отражение в сознании потребителей рекламы объектов материального мира, их наглядное, живое представление с помощью визуальных, звуковых, текстовых и иных средств и способов передачи информации.

В разъяснении приводятся следующие примеры использования образа медицинского и фармацевтического работника. Во-первых, изображение в рекламе данных лиц (включая неизвестных или вымышленных), том числе демонстрация частей тела, силуэтов и т.п. Во-вторых, указание в тексте рекламы наименования специальности медицинского работника (например, стоматолог, отоларинголог, хирург и т.п.) или профессиональной принадлежности (врач, доктор, фармацевт, аптекарь и т.п.).

Вместе с тем, использование голоса человека, по мнению ФАС, не рассматривается как использование образа медицинского работника, если он явно не создает наглядного представления о медицинском или фармацевтическом работнике. В-третьих, включение в рекламу деталей, свидетельствующих об участии в сюжете рекламного ролика медицинского или фармацевтического работника.