Генетика акне
Угревая болезнь – один из самых распространенных поводов обращения пациентов к дерматологу и косметологу. При этом специалисту каждый раз приходится подбирать персональный способ лечения для конкретного пациента. Потому что практически каждый клинический случай не укладывается в стандарты.

Анна Теллина,
врач, косметолог, дерматолог, преподаватель Учебного центра Mesopharm Training
В поисках первоисточника проблемы
Выявление причин, вызывающих и поддерживающих развитие угревой болезни, начинается с диспансеризации с посещением гинеколога, гастроэнтеролога и невролога. Кожа как один из органов выведения, естественно, будет реагировать на сбои в работе желудочно-кишечного тракта; как гормонально-зависимый орган – на изменения баланса половых гормонов; как часть нервной системы с колоссальным рецепторным аппаратом – на экзогенные и эндогенные стрессы.
В этом списке пока отсутствует врач-генетик или генетический консультант. Но с нашей точки зрения, учет генетической предрасположенности пациента – это тот мировой стандарт, который давно пора взять на вооружение.
Современная генетика помогает предотвратить развитие мультифакториальных заболеваний, выявлять пищевые непереносимости, усиливать стандартную терапию индивидуальными назначениями.
Данные о генетической предрасположенности к акне появились давно. По статистике, при наличии этого заболевания в анамнезе у обоих родителей вероятность его появления у детей увеличивается в 3,5 раза.
Генетическое тестирование Mesopharm GEN-test «Skin&Hair» помогает определить генетические риски развития акне, склонность к затяжному течению воспалительных процессов, особенности чувствительности клеток к андрогенам и эстрогенам, нюансы метаболизма важных для кожи витаминов, нарушения в работе антиоксидантных ферментов, риски рубцевания после тяжелого течения акне или агрессивных процедур.
Особенности гормонального статуса пациента также имеют наследственные особенности. При высокой чувствительности андрогеновых рецепторов и снижении чувствительности эстрогеновых пациент является кандидатом на появление андрогенной алопеции в раннем возрасте, но такая ситуация, возможно, будет ухудшать прогноз течения акне.
Что еще можно посмотреть у пациентов с акне? Конечно, пищевые непереносимости. В генетическом тесте Mesopharm GEN-test «LIFE» выявляют непереносимость глютена, молока, кофеина, алкоголя, нарушения работы генов детоксикации, тонкости углеводного и липидного обмена. При выявлении тех или иных генетически детерминированных пищевых особенностей пациента и исключении из рациона ряда продуктов многие дерматозы проходят самостоятельно.
Для скептиков
Ряд врачей достаточно скептически относится к генетическому тестированию, использует наработанные протоколы и не сомневается в правильности назначений. Но, с нашей точки зрения, персональный подход, который дает генетическое тестирование, помогает ускорять лечение, выводить пациента в стойкую ремиссию, минимизировать риски рецидивов, что очень важно для пациентов с хроническими дерматозами.
Для примера приведем собственные клинические случаи пациентов с акне.

Пациентка И., 17 лет. Обратилась по поводу высыпаний на лице. Страдает акне с 13 лет, к дерматологу и косметологам не обращалась. У родственников в анамнезе акне.
Были рекомендованы обследования у гинеколога, невропатолога и гастроэнтеролога. Проведен курс процедур мезотерапии, фото до и после курса прилагаются.
Выполнено 4 ежедневных процедуры ADN Restart Immuno. Нестандартные дозировки комплекса витаминов, антиоксидантов и микроэлементов, ДНК-РНК комплексы, противовоспалительные и ремоделирующие пептиды в составе коктейля обеспечивают быстрое и эффективное оздоравливающее действие препарата. Снижается количество воспалительных элементов и улучшается общее состояние кожи.
Далее выполнен курс еженедельных процедур ADN Restart Peptide, в составе которого противовоспалительные пептиды, ГК, ДНК-РНК комплексы, витамины группы В, антиоксиданты. Препарат закрепляет результаты работы предыдущего коктейля, обладает выраженным себостатическим и иммуномодулирующим действием, способствует выходу в стойкую ремиссию.
В процессе дальнейшего наблюдения в течение 1,5 лет наблюдались регулярные рецидивы акне (как правило, во время сессий и сдачи зачетов).
Был выполнен генетический тест, который выявил следующую картину:
Ген SOD2 Norm/Mut (снижена активность СОД).
Ген NQO1 Mut/Mut (снижена активность восстановления коэнзима Q10).
Ген IL-1b Norm/Mut (ген акне и хронического воспаления).
Ген IL6 Mut/Mut (ген акне и хронического воспаления).
ВСМО1 Norm/Mut (необходимо дополнительно получать витамин А).
VDR Norm/Mut (потребность в витамине Д повышена).
ALPL Norm/Mut (скорость выведения В6 высокая).
FUT2 Norm/Mut (потребность в витамине В12 повышена).
После коррекции пищевого рациона, антиоксидантного статуса и назначения витаминов пациентка находится в длительной ремиссии. Параллельно получает лечение у гинеколога и невролога. У данной пациентки выявлены гены акне, но реализация в заболевание состоялась благодаря наличию ряда соматических заболеваний и нерациональному питанию.

Пациентка А., 28 лет, страдает акне с 11-летнего возраста. Обследована у гинеколога, гастроэнтеролога – без патологии. Регулярно с момента манифестации заболевания ухаживает за кожей, делает механические чистки, пилинги (азелаиновый, салициловый).
Генетическое тестирование показало:
Ген ММР3 Norm/Mut (повышен риск образования рубцов).
Ген GPX1 Norm/Mut (повышен риск окислительного стресса).
Ген IL-1β Mut/Mut (ген акне и хронического воспаления).
Ген IL-6 Mut/Mut (ген акне и хронического воспаления).
Ген BCMO1 Mut/Mut (повышена потребность в витамине А).
Ген VDR Norm/Mut (повышена потребность в витамине Д).
Ген ALPL Norm/Mut (повышена скорость выведения витамина В6).
Ген FUT2 Norm/Mut (понижена скорость усвоения витамина В12).
У данной пациентки гены акне есть, заболевание в ремиссии благодаря постоянному уходу и контролированию себопродукции. После выявления индивидуальных особенностей метаболизма витаминов рекомендовано питание, обогащенное витаминами А, Д, В12, В6.
Преимущества генетического тестирования
- Повышение эффективности стандартных про-цедур, выполняемых с учетом генетических особенностей пациента.
- Профилактика развития нежелательных явлений (образование рубцов) после травмирующих про-цедур.
- Усиление терапии акне дополнительным назначением витаминов и антиоксидантов, подобранных с учетом генетически заложенной потребности.
- Аргументированное назначение диеты с ограничением приема продуктов, к которым выявлена непереносимость.
- Гарантия длительной ремиссии благодаря индивидуальной программе коррекции хронического дерматоза.
- Экономия денег пациента за счет отказа от работы по принципу «давайте попробуем сначала это, потом, если не поможет, что-то другое».
Генетический код каждого человека уникален, за исключением гомозиготных близнецов. Наличие предрасположенности к тому или иному заболеванию еще не гарантирует развитие этого заболевания у человека. Важный вклад в работу генов вносят такие факторы, как образ жизни и питания, длительность пребывания на солнце, стрессы и вредные привычки. Самым ярким подтверждением этому являются близнецы, чьи истории можно найти в интернете. На фото – близнецы Рут и Мэри на шоу Опры Уинфри в 2006 году. До 10-летнего возраста они выглядели одинаково. Изменение в образе питания с возрастом все больше сказывались на фенотипе сестер.
При попытке выяснить распространенность заболевания акне и подверженность ему разных народов выявили интересную закономерность. Оказалось, что акне страдают люди с определенным рационом питания, который называют европейским. Обнаружили также популяции аборигенов, проживающих изолированно от других народов, которые никогда не страдали акне. Счастливчики живут на о. Китава (Новая Гвинея) и в джунглях Парагвая. Представители обоих племен – охотники-собиратели, с преобладанием в рационе вегетерианской пищи.
Исследователи этих племен заметили, что жители острова Китава питались исключительно корнеплодами (батат, сладкий картофель, тапиока), фруктами (бананы, папайя, ананасы, манго, гуава, арбузы, тыква), овощами, рыбой и кокосами. На такую западную пищу, как пищевые жиры, молочные продукты, сахар, крупы и алкоголь, приходилось менее 0,2% суточных калорий. В Восточном Парагвае представители племени аче питались в основном за счет собирательства, а также сельского хозяйства. Продукты западного мира составляли до 8% (макароны, мука, сахар, чай и хлеб). В ходе своих исследований ученые пришли к выводу, что жители этих племен вообще не страдали от акне.
Территориальная изолированность этих народов, с одной стороны, способствовала стабилизации генома, а с другой – минимизировала влияние продуктов питания жителей мегаполисов на рацион аборигенов.
Интересно, что в некоторых популяциях, например, в Японии, люди не болели акне до вторжения американских солдат и навязывания культуры употребления мяса в пищу. Получается, что гены акне существуют, они повсеместно распространены, но их экспрессия и реализация в заболевание напрямую определяется образом жизни и питания.