Юридический практикум

Косметологические клиники каждый день вынуждены решать  множество вопросов, лежащих в юридической плоскости. Наш юридический практикум поможет разобраться в наиболее актуальных задачах.

Нужно ли возвращать деньги за подарочные сертификаты?

Как правильно поступить при получении требований потребителя о возврате денег за подарочный сертификат:

1) Если организация выдала потребителю сертификат на приобретение товаров, а потребитель после его получения и оплаты просит вернуть деньги, то, как правило, суды встают на сторону потребителей. Позиция судов состоит в следующем:

  • между потребителем и организацией заключен договор купли-продажи, взаимоотношения сторон регулируются потребительским законодательством;
  • сертификат – это документ, подтверждающий оплату товара покупателем и обязательство продавца передать покупателю товар;
  • деньги за сертификат – это предоплата за товары, предлагаемые продавцом;
  • если продавец не передал товар покупателю, он обязан вернуть покупателю деньги, независимо от того, обращался ли к нему потребитель за получением товара, и независимо от того, истек или нет срок действия сертификата.

Существует противоположная позиция, согласно которой:

  • между потребителем и организацией заключен опционный договор;
  • потребитель вправе потребовать от организации совершения определенных действий, например, передать товар, оказать услуги, выполнить работы;
  • права требования подлежат оплате потребителем вне зависимости от их последующей реализации потребителем;
  • если потребитель в установленный срок не обратился к организации, то требовать возврата денег он не вправе.

Также существует позиция, в соответствии с которой при истечении срока действия сертификата потребитель не может требовать возврата денег, если он не успел приобрести товар и если он был ознакомлен со сроком действия сертификата. Тем не менее, данные позиции судов о правомерности отказа в возврате денег потребителю все реже встречаются в судебной практике. Учитывая тенденции судебной практики, мы рекомендуем возвращать потребителям деньги за выданные сертификаты на товары, даже если истек срок их действия.

2) Если организация выдала потребителю сертификат на услуги, а потребитель после его получения и оплаты просит вернуть деньги, то нужно определить, истек или нет срок действия сертификата:

  • при истечении срока действия сертификата потребителю можно отказать в возврате денежных средств;
  • если срок действия сертификата не истек, то денежные средства нужно вернуть за вычетом расходов организации.

В данной ситуации отношения сторон регулируются положениями о договоре возмездного оказания услуг. Если по данному договору в течение установленного в сертификате срока действия организация не смогла оказать услуги потребителю из-за его неявки, услуги организации подлежат оплате в полном объеме. Соответственно, деньги потребителю можно не возвращать.

Рекомендуем указывать в сертификатах следующую информацию:

  • Ф.И.О. потребителя (именной сертификат);
  • точное описание видов товара или набора услуг, который можно получить по сертификату;
  • запрет передачи сертификата третьим лицам;
  • право на отказ организации от обязательств при предъявлении сертификата третьим лицом;
  • срок действия сертификата;
  • право на отказ организации от обязательств при предъявлении сертификата после истечения срока его действия.

Можно ли использовать фото «до» и «после»?

Одним из эффективных способов привлечения новых пациентов является демонстрация изображения результата оказанной услуги на конкретном пациенте. Однако размещение подобных изображений в форме фотографий или видеосъемки с пометками «до» и «после» на сайте или в социальных сетях клиники подпадает под ограничения, установленные в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

В Законе о рекламе установлено, что реклама медицинских услуг не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате его применения (п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе).

Изображение пациента с положительными результатами оказанной медицинской услуги демонстрирует конкретный случай излечения от заболевания или улучшение состояния здоровья пациента. Такая форма подачи информации:

  • подтверждает, что положительные результаты по улучшению состояния здоровья пациента достигнуты из-за оказанной медицинской услуги;
  • формирует у потенциального пациента впечатление о том, что эффективность медицинской услуги подтверждается другим пациентом, который ранее воспользовался данной услугой и получил положительный результат;
  • создает причинно-следственную связь между применением медицинской услуги и улучшением состояния здоровья клиента: сначала на изображении показано «плохое» состояние пациента, а затем – «хорошее».

В связи с этим данная информация может быть квалифицирована в качестве ненадлежащей рекламы медицинских услуг, подпадающий под запрет, установленный в Законе о рекламе.

Подобную информацию можно распространять только в строго установленных случаях (например, в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях).

Новые требования к содержанию согласия на обработку персональных данных

1 сентября 2021 года вступил в силу приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций № 18. Этот приказ установил требования к содержанию согласия на обработку разрешенных субъектом персональных данных для распространения. За нарушение правил обработки персональных данных могут привлечь (прежде всего, к административной ответственности). Максимальный размер административного штрафа за нарушение законодательства о защите персональных данных в отношении юридических лиц может составлять 16 миллионов рублей.

При составлении согласия на обработку персональных данных важно отличать предоставление и распространение персональных данных. В отличие от распространения персональных данных неопределенному кругу лиц, предоставлением является раскрытие персональных данных определенному лицу или кругу лиц. По своей сути распространением является публикация персональных данных в СМИ, объявлениях, отзывах, соцсетях и на других интернет-площадках. Но если вы передали, например, ФИО и контакты третьего лица в конкретную организацию без его согласия, то это будет считаться предоставлением персональных данных (ч. 5, ч. 6 ст. 3 ФЗ «О персональных данных»).

Законом допускается передача медицинской организацией персональных данных пациента без его согласия в целях исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных (п. 5 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных»). Однако важно понимать, что формулировка «в целях исполнения договора» при ее применении к фактическим обстоятельствам дела может вызвать спор, вплоть до судебного разбирательства. В целях предотвращения подобных случаев лучше оформлять согласие на обработку персональных данных, в том числе, если данные используются непосредственно в рамках исполнения договора оказания платных медицинских услуг. Если вы сотрудничаете с лабораториями или клиниками, то согласие оформляется с указанием всех медицинских организаций, в которые направляются данные пациента вместе с образцами биоматериала.

О том, как обеспечивается защита персональных данных пациентов в медицинской организации, вы можете узнать из нашего материала.

Итак, согласие должно содержать следующую информацию:

    1. ФИО субъекта персональных данных.
    2. Контактная информация (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес субъекта персональных данных).
    3. Сведения об операторе – организации – наименование, адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (если он известен субъекту персональных данных);
      сведения об операторе – физическом лице – фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства или место пребывания;
      сведения об операторе-гражданине, являющемся индивидуальным предпринимателем, – фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (если он известен субъекту персональных данных).
    4. Сведения об информационных ресурсах оператора (адрес, состоящий из наименования протокола (http или https), сервера (www), домена, имени каталога на сервере и имя файла веб-страницы), посредством которых будут осуществляться предоставление доступа неограниченному кругу лиц и иные действия с персональными данными субъекта персональных данных.
    5. Цель (цели) обработки персональных данных.
    6. Категории и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных:
      персональные данные (фамилия, имя, отчество (при наличии), год, месяц, дата рождения, место рождения, адрес, семейное положение, образование, профессия, социальное положение, доходы, другая информация, относящаяся к субъекту персональных данных);
      специальные категории персональных данных (расовая, национальная принадлежности, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, состояние здоровья, интимной жизни, сведения о судимости);
      биометрические персональные данные.
    7. Категории и перечень персональных данных, для обработки которых субъект персональных данных устанавливает условия и запреты, а также перечень устанавливаемых условий и запретов (заполняется по желанию субъекта персональных данных).
    8. Условия, при которых полученные персональные данные могут передаваться оператором, осуществляющим обработку персональных данных, только по его внутренней сети, обеспечивающей доступ к информации лишь для строго определенных сотрудников, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, либо без передачи полученных персональных данных (заполняется по желанию субъекта персональных данных).
    9. Срок действия согласия.

    Кроме того, Роскомнадзор запустил сервис для подготовки формы согласия на обработку персональных данных! С 1 июля появилось возможность для операторов персональных данных подготовить шаблон согласия в формате конструктора. После этого шаблон рассмотрит специалист Роскомнадзора и даст рекомендации по доработке, если это необходимо. В шаблоне учтены обязательные с 1 сентября 2021 года требования.

    Есть ли эти данные на вашей вывеске?

    При входе в медицинскую организацию вы можете обратить внимание на вывеску, которая обычно расположена сбоку от входной группы. Закон закрепляет обязательное содержание такой вывески. На данный момент действует Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, которое регулирует порядок предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. Однако оно закрепляет специальные требования только к информационным стендам (стойкам) и сайту медицинской организации. Про вывеску ничего не сказано. В таком случае будем руководствоваться положениями Закона РФ «О защите прав потребителей».

    Закон закрепляет, что на вывеске должны быть (п. 1 ст. 9 Закона «О ЗПП»):

    • фирменное наименование (наименование) медицинской организации;
    • место ее нахождения (адрес);
    • режим работы.

    Зачастую большинство организаций указывают на своих вывесках только эти данные. Однако это неправильно с точки зрения требований законодательства. Есть положение, которое вводит дополнительную обязанность для лиц, осуществляющих деятельность, подлежащую лицензированию или аккредитации по доведению информации о такой деятельности до потребителя. В таком случае до сведений потребителей должна быть в том числе доведена информация (ч. 2 ст. 9 Закона «О ЗПП»):

    • о виде деятельности;
    • о номере лицензии;
    • о сроке действия указанной лицензии;
    • информация об органе, который выдал лицензию на осуществление медицинской деятельности.

    Лозунги, слоганы, призывы, акции и скидки на вывеске запрещены. Кроме того, нельзя подробно рассказывать о товаре или услуге. В таком случае вывеску можно признать наружной рекламой (подробнее о том, что является рекламой, читайте здесь), а за это ООО оштрафуют от                   500 000 до 1 000 000 рублей (ст. 14.37 КоАП РФ).

    Вот пример текста вывески:

    Общество с ограниченной ответственностью «Медицинская клиника Корольковых»

    «графическое изображение клиники»

    Режим работы: 9:00-19:00.

    Суббота, воскресенье – выходной.

    Юр. адрес: 123456, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 1.

    Департамент здравоохранения города Москвы.

    Лицензия на осуществление медицинской деятельности:

    ДЗПК № ЛО-34-02-001011 от 10.03.2021 г. (бессрочно).

    Требования к онлайн-магазину косметики

    Как и в торговле офлайн, при дистанционном способе продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, которое выразило намерение приобрести товар на условиях оферты. В таком случае у продавца возникает обязанность предоставить потребителю полную и достоверную информацию о товаре в каталогах, буклетах, проспектах, на фотографиях и другими способами (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).

    Потребителю необходимо понимать, соблюдает ли продавец все требования законодательства, чтобы быть уверенным в качестве продукта. Сделать это он сможет только путем предварительного анализа онлайн-площадки, с помощью которой продавец осуществляет торговлю.

    Что должен содержать интернет-магазин косметики?

    1. Полное фирменное наименование (наименование), ОГРН, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и/или номер телефона.
    2. Информацию о форме и способах направления претензий. В случае, если такой информации нет на сайте, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.
    3. Информацию о порядке и сроках возврата товара ненадлежащего качества (в письменном виде в момент доставки товара). Если такая информация не предоставлена потребителю, то он вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи покупки.
    4. Должна быть размещена политика конфиденциальности.

    После детальной проверки общих требований к интернет-сайту потребителю необходимо убедиться в соблюдении продавцом правил предоставления информации о товаре. К продаже парфюмерно-косметических средств дистанционным способом применяется Закон о защите прав потребителей (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463). Таким образом, информация о товаре на сайте интернет-магазина должна содержать следующие сведения:

    • наименование товара, его название (если есть) и информация о его назначении;
    • фирменное наименование, сведения о месте нахождения изготовителя (информация о бренде);
    • сведения о входящих в состав изделия веществах;
    • информация о способах действия этого парфюмерно-косметического продукта и эффекте после его применения;
    • рекомендации по правильному применению продукта и предостережения;
    • информация о том, для кого предназначен продукт (взрослые, дети);
    • данные о массе нетто, объеме, количестве единиц товара.

    Отсутствие информации о товаре и изготовителе ставит под сомнение качество, безопасность и происхождение реализуемой дистанционным способом косметики!

    По материалам юридической компании Melegal.ru, специализирующейся на правовом сопровождении бизнеса в сфере здравоохранения, образования, бьюти-индустрии.