Юридический практикум
Косметологические клиники каждый день вынуждены решать множество вопросов, лежащих в юридической плоскости. Наш юридический практикум поможет разобраться в наиболее актуальных задачах.
Нужно ли возвращать деньги за подарочные сертификаты?
Как правильно поступить при получении требований потребителя о возврате денег за подарочный сертификат:
1) Если организация выдала потребителю сертификат на приобретение товаров, а потребитель после его получения и оплаты просит вернуть деньги, то, как правило, суды встают на сторону потребителей. Позиция судов состоит в следующем:
- между потребителем и организацией заключен договор купли-продажи, взаимоотношения сторон регулируются потребительским законодательством;
- сертификат – это документ, подтверждающий оплату товара покупателем и обязательство продавца передать покупателю товар;
- деньги за сертификат – это предоплата за товары, предлагаемые продавцом;
- если продавец не передал товар покупателю, он обязан вернуть покупателю деньги, независимо от того, обращался ли к нему потребитель за получением товара, и независимо от того, истек или нет срок действия сертификата.
Существует противоположная позиция, согласно которой:
- между потребителем и организацией заключен опционный договор;
- потребитель вправе потребовать от организации совершения определенных действий, например, передать товар, оказать услуги, выполнить работы;
- права требования подлежат оплате потребителем вне зависимости от их последующей реализации потребителем;
- если потребитель в установленный срок не обратился к организации, то требовать возврата денег он не вправе.
Также существует позиция, в соответствии с которой при истечении срока действия сертификата потребитель не может требовать возврата денег, если он не успел приобрести товар и если он был ознакомлен со сроком действия сертификата. Тем не менее, данные позиции судов о правомерности отказа в возврате денег потребителю все реже встречаются в судебной практике. Учитывая тенденции судебной практики, мы рекомендуем возвращать потребителям деньги за выданные сертификаты на товары, даже если истек срок их действия.
2) Если организация выдала потребителю сертификат на услуги, а потребитель после его получения и оплаты просит вернуть деньги, то нужно определить, истек или нет срок действия сертификата:
- при истечении срока действия сертификата потребителю можно отказать в возврате денежных средств;
- если срок действия сертификата не истек, то денежные средства нужно вернуть за вычетом расходов организации.
В данной ситуации отношения сторон регулируются положениями о договоре возмездного оказания услуг. Если по данному договору в течение установленного в сертификате срока действия организация не смогла оказать услуги потребителю из-за его неявки, услуги организации подлежат оплате в полном объеме. Соответственно, деньги потребителю можно не возвращать.
Рекомендуем указывать в сертификатах следующую информацию:
- Ф.И.О. потребителя (именной сертификат);
- точное описание видов товара или набора услуг, который можно получить по сертификату;
- запрет передачи сертификата третьим лицам;
- право на отказ организации от обязательств при предъявлении сертификата третьим лицом;
- срок действия сертификата;
- право на отказ организации от обязательств при предъявлении сертификата после истечения срока его действия.
Можно ли использовать фото «до» и «после»?
Одним из эффективных способов привлечения новых пациентов является демонстрация изображения результата оказанной услуги на конкретном пациенте. Однако размещение подобных изображений в форме фотографий или видеосъемки с пометками «до» и «после» на сайте или в социальных сетях клиники подпадает под ограничения, установленные в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
В Законе о рекламе установлено, что реклама медицинских услуг не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате его применения (п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе).
Изображение пациента с положительными результатами оказанной медицинской услуги демонстрирует конкретный случай излечения от заболевания или улучшение состояния здоровья пациента. Такая форма подачи информации:
- подтверждает, что положительные результаты по улучшению состояния здоровья пациента достигнуты из-за оказанной медицинской услуги;
- формирует у потенциального пациента впечатление о том, что эффективность медицинской услуги подтверждается другим пациентом, который ранее воспользовался данной услугой и получил положительный результат;
- создает причинно-следственную связь между применением медицинской услуги и улучшением состояния здоровья клиента: сначала на изображении показано «плохое» состояние пациента, а затем – «хорошее».
В связи с этим данная информация может быть квалифицирована в качестве ненадлежащей рекламы медицинских услуг, подпадающий под запрет, установленный в Законе о рекламе.
Подобную информацию можно распространять только в строго установленных случаях (например, в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях).
Новые требования к содержанию согласия на обработку персональных данных
1 сентября 2021 года вступил в силу приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций № 18. Этот приказ установил требования к содержанию согласия на обработку разрешенных субъектом персональных данных для распространения. За нарушение правил обработки персональных данных могут привлечь (прежде всего, к административной ответственности). Максимальный размер административного штрафа за нарушение законодательства о защите персональных данных в отношении юридических лиц может составлять 16 миллионов рублей.
При составлении согласия на обработку персональных данных важно отличать предоставление и распространение персональных данных. В отличие от распространения персональных данных неопределенному кругу лиц, предоставлением является раскрытие персональных данных определенному лицу или кругу лиц. По своей сути распространением является публикация персональных данных в СМИ, объявлениях, отзывах, соцсетях и на других интернет-площадках. Но если вы передали, например, ФИО и контакты третьего лица в конкретную организацию без его согласия, то это будет считаться предоставлением персональных данных (ч. 5, ч. 6 ст. 3 ФЗ «О персональных данных»).
Законом допускается передача медицинской организацией персональных данных пациента без его согласия в целях исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных (п. 5 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных»). Однако важно понимать, что формулировка «в целях исполнения договора» при ее применении к фактическим обстоятельствам дела может вызвать спор, вплоть до судебного разбирательства. В целях предотвращения подобных случаев лучше оформлять согласие на обработку персональных данных, в том числе, если данные используются непосредственно в рамках исполнения договора оказания платных медицинских услуг. Если вы сотрудничаете с лабораториями или клиниками, то согласие оформляется с указанием всех медицинских организаций, в которые направляются данные пациента вместе с образцами биоматериала.
О том, как обеспечивается защита персональных данных пациентов в медицинской организации, вы можете узнать из нашего материала.
Итак, согласие должно содержать следующую информацию:
-
- ФИО субъекта персональных данных.
- Контактная информация (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес субъекта персональных данных).
- Сведения об операторе – организации – наименование, адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (если он известен субъекту персональных данных);
сведения об операторе – физическом лице – фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства или место пребывания;
сведения об операторе-гражданине, являющемся индивидуальным предпринимателем, – фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (если он известен субъекту персональных данных). - Сведения об информационных ресурсах оператора (адрес, состоящий из наименования протокола (http или https), сервера (www), домена, имени каталога на сервере и имя файла веб-страницы), посредством которых будут осуществляться предоставление доступа неограниченному кругу лиц и иные действия с персональными данными субъекта персональных данных.
- Цель (цели) обработки персональных данных.
- Категории и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных:
персональные данные (фамилия, имя, отчество (при наличии), год, месяц, дата рождения, место рождения, адрес, семейное положение, образование, профессия, социальное положение, доходы, другая информация, относящаяся к субъекту персональных данных);
специальные категории персональных данных (расовая, национальная принадлежности, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, состояние здоровья, интимной жизни, сведения о судимости);
биометрические персональные данные. - Категории и перечень персональных данных, для обработки которых субъект персональных данных устанавливает условия и запреты, а также перечень устанавливаемых условий и запретов (заполняется по желанию субъекта персональных данных).
- Условия, при которых полученные персональные данные могут передаваться оператором, осуществляющим обработку персональных данных, только по его внутренней сети, обеспечивающей доступ к информации лишь для строго определенных сотрудников, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, либо без передачи полученных персональных данных (заполняется по желанию субъекта персональных данных).
- Срок действия согласия.
Кроме того, Роскомнадзор запустил сервис для подготовки формы согласия на обработку персональных данных! С 1 июля появилось возможность для операторов персональных данных подготовить шаблон согласия в формате конструктора. После этого шаблон рассмотрит специалист Роскомнадзора и даст рекомендации по доработке, если это необходимо. В шаблоне учтены обязательные с 1 сентября 2021 года требования.
Есть ли эти данные на вашей вывеске?
При входе в медицинскую организацию вы можете обратить внимание на вывеску, которая обычно расположена сбоку от входной группы. Закон закрепляет обязательное содержание такой вывески. На данный момент действует Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, которое регулирует порядок предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. Однако оно закрепляет специальные требования только к информационным стендам (стойкам) и сайту медицинской организации. Про вывеску ничего не сказано. В таком случае будем руководствоваться положениями Закона РФ «О защите прав потребителей».
Закон закрепляет, что на вывеске должны быть (п. 1 ст. 9 Закона «О ЗПП»):
- фирменное наименование (наименование) медицинской организации;
- место ее нахождения (адрес);
- режим работы.
Зачастую большинство организаций указывают на своих вывесках только эти данные. Однако это неправильно с точки зрения требований законодательства. Есть положение, которое вводит дополнительную обязанность для лиц, осуществляющих деятельность, подлежащую лицензированию или аккредитации по доведению информации о такой деятельности до потребителя. В таком случае до сведений потребителей должна быть в том числе доведена информация (ч. 2 ст. 9 Закона «О ЗПП»):
- о виде деятельности;
- о номере лицензии;
- о сроке действия указанной лицензии;
- информация об органе, который выдал лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Лозунги, слоганы, призывы, акции и скидки на вывеске запрещены. Кроме того, нельзя подробно рассказывать о товаре или услуге. В таком случае вывеску можно признать наружной рекламой (подробнее о том, что является рекламой, читайте здесь), а за это ООО оштрафуют от 500 000 до 1 000 000 рублей (ст. 14.37 КоАП РФ).
Вот пример текста вывески:
Общество с ограниченной ответственностью «Медицинская клиника Корольковых»
«графическое изображение клиники»
Режим работы: 9:00-19:00.
Суббота, воскресенье – выходной.
Юр. адрес: 123456, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 1.
Департамент здравоохранения города Москвы.
Лицензия на осуществление медицинской деятельности:
ДЗПК № ЛО-34-02-001011 от 10.03.2021 г. (бессрочно).
Требования к онлайн-магазину косметики
Как и в торговле офлайн, при дистанционном способе продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, которое выразило намерение приобрести товар на условиях оферты. В таком случае у продавца возникает обязанность предоставить потребителю полную и достоверную информацию о товаре в каталогах, буклетах, проспектах, на фотографиях и другими способами (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).
Потребителю необходимо понимать, соблюдает ли продавец все требования законодательства, чтобы быть уверенным в качестве продукта. Сделать это он сможет только путем предварительного анализа онлайн-площадки, с помощью которой продавец осуществляет торговлю.
Что должен содержать интернет-магазин косметики?
- Полное фирменное наименование (наименование), ОГРН, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и/или номер телефона.
- Информацию о форме и способах направления претензий. В случае, если такой информации нет на сайте, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.
- Информацию о порядке и сроках возврата товара ненадлежащего качества (в письменном виде в момент доставки товара). Если такая информация не предоставлена потребителю, то он вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи покупки.
- Должна быть размещена политика конфиденциальности.
После детальной проверки общих требований к интернет-сайту потребителю необходимо убедиться в соблюдении продавцом правил предоставления информации о товаре. К продаже парфюмерно-косметических средств дистанционным способом применяется Закон о защите прав потребителей (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463). Таким образом, информация о товаре на сайте интернет-магазина должна содержать следующие сведения:
- наименование товара, его название (если есть) и информация о его назначении;
- фирменное наименование, сведения о месте нахождения изготовителя (информация о бренде);
- сведения о входящих в состав изделия веществах;
- информация о способах действия этого парфюмерно-косметического продукта и эффекте после его применения;
- рекомендации по правильному применению продукта и предостережения;
- информация о том, для кого предназначен продукт (взрослые, дети);
- данные о массе нетто, объеме, количестве единиц товара.
Отсутствие информации о товаре и изготовителе ставит под сомнение качество, безопасность и происхождение реализуемой дистанционным способом косметики!
По материалам юридической компании Melegal.ru, специализирующейся на правовом сопровождении бизнеса в сфере здравоохранения, образования, бьюти-индустрии.