Почему косметологи уходят из салонов?

Александр ФРИДМАН,

к.м.н., владелец DENIS Pharm Group, бизнес-тренер

Существует множество причин, по которым косметологи покидают салоны красоты, предлагая свои услуги другому работодателю или же открывая собственное дело. Можно ли удержать перспективного, грамотного сотрудника? Как сохранить такого профессионала и продлить на долгие месяцы, а возможно, и годы, приятные впечатления от совместной работы?

Каждый руководитель, вне зависимости от того, собственник он или наемный менеджер, мечтает о сильной и сплоченной команде профессионалов. А как иначе? Ведь вы заботитесь о подчиненных, стараетесь предложить достойную зарплату, выплачиваете бонусы, отправляете персонал на обучение, облагораживаете рабочие места, запускаете рекламу, привлекая трафик клиентов. Вы практически живете работой, создавая вторую семью, зачастую в ущерб первой. А персонал уходит, невзирая на хорошие условия труда и заработок. Можно ли сделать так, чтобы вложенные в создание коллектива усилия не становились напрасным трудом? Остановлюсь на некоторых причинах, приводящих к ротации кадров, которые, по моему мнению, являются наиболее значимыми для косметолога.

1. Отношения внутри коллектива.
Входящие звонки, как правило, принимает администратор клиники. Соответственно, он же и распределяет новых клиентов по специалистам, в том числе и на первичную консультацию. Выстроенные отношения с администратором у «старичков» могут способствовать более плотному потоку у последних. Вряд ли косметолог, который рассчитывал зарабатывать, а не проводить время за чашкой чая, будет удовлетворен подобной ситуацией и выкажет желание задержаться в салоне. Чтобы подобные случаи свести к минимуму, я рекомендую руководителю салона самостоятельно проводить первичные консультации и распределять по своему усмотрению новых клиентов к тому или иному специалисту, понимая сильные и слабые стороны каждого из них.

2. Непрофессиональное управление
Не редкость, когда салоном красоты управляет женщина, получившая этот непростой бизнес в качестве подарка от близкого человека или в нагрузку, чтобы занять себя работой. Отсутствие профильного образования, опыта администрирования, работы с персоналом, понимания элементарных правил экономики не останавливают новоиспеченную бизнес-леди от стремления строить несбыточные планы, а ошибочное ощущение неиссякаемого источника денежных средств затуманивает разум. Как правило, грамотный косметолог достаточно быстро ориентируется в ситуации, осознавая, что никакого развития и профессионального роста в подобных условиях может и не последовать, и принимает решение покинуть заведение. Единственным правильным и оправданным выходом из данной ситуации станет приглашение профессионального управляющего салоном красоты. Безусловно, затраты на начальном этапе будут более значительными. Однако, правильно инвестировав в подаренные активы, можно не только выстроить систему, но и через какое-то время научиться самостоятельно управлять бизнес-процессом.

3. Неоправданный контроль
Если же руководитель, не имеющий достаточного опыта построения бизнеса в бьюти-сфере, принял решение самостоятельно управлять салоном, то, в отсутствие ожидаемого результата, у некоторых из них возникают зачастую неоправданные подозрения в обмане со стороны сотрудников. Ужесточение системы контроля, установка видеонаблюдения, введение электронной регистрации, отчетность и т.д. также могут привести к желанию косметолога покинуть подобное заведение. Я не говорю, что контролировать не нужно. Нужно! Но важно это делать грамотно.

4. Закупка некачественной продукции
Совместно с неоправданным и постоянным контролем руководители некоторых салонов принимают решение о снижении затрат, включая и закупку более дешевого оборудования или низкокачественных препаратов, вплоть до незарегистрированной продукции с более значимой глубиной скидки. Все это лишь способствует повышению риска большего количества претензий со стороны клиентов, что отражается на сотрудниках. И, к счастью, не каждый специалист готов терпеть подобное отношение.

5. Отсутствие четких договоренностей при приеме на работу
Момент приема на новую работу всегда волнительный не только для нового сотрудника, но и для работодателя. Услышав рассказ от косметолога о достижениях и опыте работы или предварительно получив положительные рекомендации, руководитель уже готов пригласить специалиста в штат. Однако необходимо помнить, что основной ценностью для врача-косметолога является его клиентская база. И не каждый косметолог готов делиться (тем более расставаться) с этой базой с первых дней работы на новом месте. Руководитель же на собеседовании зачастую убеждает кандидата в готовности немалых инвестиций в рекламу, которая привлечет клиентов.

Взаимные ожидания в скором времени не оправдываются: косметолог ждет потока, который приведет к полной занятости и гарантированным заработкам, а руководитель тешит себя иллюзиями, что новый сотрудник в первую очередь будет привлекать клиентов из собственной базы, так как это, по его мнению, кажется более логичным. Но в итоге все выливается во взаимные претензии, которые нередко приводят к расставаниям.

Рекомендации для руководителей просты: инвестируйте в создание собственного потока клиентов. По большому счету, косметолог не обязан приводить своих клиентов в салон. Когда ситуация нормализуется и специалист получит подтверждение ваших слов о создании трафика пациентов, он постепенно переведет часть своих клиентов в разряд клиентов салона, чтобы пользоваться всеми сервисами оборудованного рабочего места.

6. Скидки для своих
Как правило, система оплаты труда для косметологов строится на проценте от проведенной процедуры. А если посетителями салона являются родственники или друзья владельца? Привилегированные клиенты получают существенные скидки, что незамедлительно сказывается на доходе косметолога. Какое отношение сотрудник имеет к вашим друзьям и знакомым? Почему он должен трудиться с повышенной ответственностью, чтобы не пострадал ваш имидж, за оплату меньше обычной? Лучшим выходом из данной ситуации будет сохранить фиксированный доход от процедуры вне зависимости от декларируемой скидки. Подобный подход не только сохранит комфортные отношения между вами, но и дополнительно мотивирует косметологов: ваши друзья будут рекомендовать сотрудников своим знакомым, которые уж точно должны платить по принятому прейскуранту.

7. Система лояльности в салоне, при которой косметолог теряет деньги
Скидки, бонусы, акции, распродажи – неотъемлемая и обязательная часть работы любого салона красоты. Я проанализировал более 100 акций в бьюти-сегменте, и лишь малая часть из них экономически обоснована. Чаще всего срабатывают принципы «так принято» и «у конкурента есть, почему и мне не сделать?». Уважаемые владельцы и руководители салонов и клиник, настоятельно рекомендую вам зафиксировать доходную часть для косметолога от проведенной процедуры или проданного продукта, чтобы любые скидочные процессы никоим образом не влияли на доход сотрудника.

8. Серая или черная схема работы
Отсутствие официального трудоустройства и декларируемой заработной платы (хотя бы частично) практически приравнивает труд к самозанятости. Работая на себя, косметолог имеет все шансы зарабатывать намного больше. Помните об этом! Именно поэтому я всегда рекомендую оформлять ваши отношения с сотрудниками официально. Для некоторых из них это значимый фактор.

9. Созревание до собственного бизнеса
Уверен, что практически каждый руководитель в той или иной мере сталкивался с подобной ситуацией. Вы столько вложили в сотрудника, пригласив к себе (по вашему мнению) когда-то молодую и малоопытную девушку. Вы столько сделали для нее хорошего и значимого, всему ее научили. А сколько раз по-человечески относились к ее жизненным проблемам и неурядицам? Конечно, уход из салона и открытие собственного дела воспринимаете не меньше, чем предательство.

Друзья, запомните крайне важную вещь: все, что бы вы ни делали в вашем салоне или клинике, вы всегда делаете не для кого-то, а только для себя! Вы можете находить миллион оправданий, но после того как эмоции уйдут и появится трезвый взгляд на ситуацию, станет понятно, что вы инвестировали в сотрудника с одной-единственной целью: чтобы он стал специалистом, который будет приносить вам прибыль. И никак иначе! Благословите его и отпустите.

Я – владелец нескольких бизнесов и неоднократно расставался с сотрудниками. Бывали случаи спокойного и дружеского ухода, что, признаюсь, происходило не так часто, как хотелось бы. Бывали и сложные ситуации, граничащие с судебными разбирательствами. Расставание – это всегда волнительный и болезненный процесс. Помните: люди приходят и уходят, а ваша репутация остается с вами. Будьте внимательными, аккуратными и последовательными при работе с сотрудниками, и тогда они помогут сделать ваш бизнес прибыльным и процветающим.